МУС утверждает, что на них может лежать ответственность за военные преступления. Минобороны России заявляет, что российские вооруженные силы наносят удары только по военным объектам
Ордера выданы в связи «с ситуацией на Украине по предполагаемым преступлениям, совершенным как минимум с 10 октября 2022 года по 9 марта 2023 года». Как утверждает МУС, на Кобылаше и Соколове может лежать ответственность за военные преступления и преступления против человечества.
По заявлению МУС, есть основания полагать, что они причастны к ударам по энергообъектам, таким как электростанции и подстанции, на территории Украины. Минобороны России неоднократно заявляло, что российские вооруженные силы наносят удары только по военным объектам.
Содержание ордеров засекречено для защиты свидетелей и обеспечения безопасности расследования, говорится в сообщении МУС.
В марте 2023 года МУС санкционировал арест президента России Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой, заявив, что они, «предположительно, несут ответственность за военное преступление, связанное с незаконной депортацией детей из Украины в Россию».
Путин в прошлом июле заявил, что Россия не похищает украинских детей, а спасает, вывозя из зоны боевых действий. Россия не признает юрисдикцию МУС и считает его решения «ничтожными», отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. 28 апреля 2023 года Путин подписал закон об ответственности за исполнение решений МУС и других международных органов, направленных против России и ее граждан. МВД России объявило в розыск судей Международного уголовного суда, выдавших ордер на арест Путина.
МУС не входит в структуры ООН, он был учрежден в соответствии с Римским статутом, подписанным в 1998 году. Суд наделен мандатом судить не государства, а физических лиц, в его компетенцию входит привлечение к ответственности за военные преступления, преступления против человечности и геноцид. Украина, Россия и США подписали Римский статут в 2000 году, но так и не ратифицировали этот документ.