Погода нелетная: аэропорт Бодайбо. Снести нельзя построить?

Погода нелетная: аэропорт Бодайбо. Снести нельзя построить?
Погода нелетная: аэропорт Бодайбо. Снести нельзя построить?
Яркой вспышкой кометы пролетела в эфире новость о прекращении строительства нового аэропорта в городе Бодайбо.

Быстро и ярко. И будто никто и не заметил. А новость-то примечательная. Причем сразу по целому ряду причин.

Аэропорт в Бодайбо – соринка в глазу местной администрации. Да что там соринка! Бревно. И одна из причин острой головной боли иркутского минтранса. Потому что аэропорт Бодайбо – это не редкий частный случай, а лишь один из многих ветшающих аэровокзалов региона. Региона, напомним, где целый ряд муниципалитетов имеет только воздушный способ связи с «большим миром».

Проблема ветхого состояния и низкой пропускной способности воздушных гаваней муниципалитетов Иркутской области, конечно, уходит корнями в историю. Имя этой истории – приватизация.

На протяжении десятилетий (в лихие нулевые и ловящие отголоски тех времен десятые годы) аэропорты местного значения активно отдавались в частные руки. Предприниматели брали на себя ответственность поддерживать состояние аэровокзалов, рассчитывая на сверхдоходы от их работы. Но сверхдоходов не случилось. И такие воздушные вокзалы, как в Бодайбо, превратились в ветхие, а нередко и вовсе аварийные здания. Взлетно-посадочные полосы, построенные в далекие советские годы (даже не близкие хронологически к периоду распада страны советов), и вовсе уже вышли из всех нормативных состояний и приспособленности для принятия новый современных самолетов.

Круг замкнулся. Северные территории Иркутской области, «живущие» через воздушную доступность, по сей день довольствуются малогабаритными и совершенно некомфортными Ан-24, а то и вовсе «кукурузниками». Другое сюда не долетит.

Обратная сторона медали: даже такие экономически успешные районы, как Бодайбинский (золотодобывающая столица региона), в итоге буксуют на вопросе логистики распределения добываемой продукции. Висит груша, но нельзя ее скушать. Или точнее: есть добываемое золото, но вывозить его дорого и сложно.

 qxtideiqutiqehatf

И так маленький аэропорт маленького города Бодайбо становится большой проблемой всей Иркутской области. Страдают не только жители, которые выбираются из северной глубинки на опасных и устаревших авиалайнерах, но и предприниматели, которые оказываются связаны по рукам в вопросах расширения своего производства. А значит, и экономика региона, которая недополучает из непроизведенной продукции сотни миллионов налогов.

Сложнее всего строить в труднодоступном северном районе новые производства. Мало того, что завоз строительных материалов и техники становится, мягко говоря, очень дорогостоящей процедурой. Зачастую процедура эта и вовсе невозможна, потому что на старую полосу не сядет груженный ценным «товаром» самолет.

И казалось бы, именно тут «в игру» должен вступить частный инвестор: социальный партнер, заинтересованный в развитии воздушной гавани. Например, компания «Полюс», кричащая подобно пастуху из притчи про мальчика и волков, что он вот-вот запустит разработку месторождения Сухой Лог.

И вступил ведь! Напомним, когда аэропорт Бодайбо наконец начал свою реконструкцию, именно «Полюс» отчитывался о том, как бодро идет работа по подготовленному за их счет проекту.

И вот «открытие» – подрядчик с контракта ушел. Да еще и громко хлопнул дверью, объявив, что не получил даже обеспечительный платеж для работы в полном размере.

И «Полюс» вдруг замолчал. Наедине со своей аварийной проблемой транспортной доступности вновь остался муниципалитет. Даже министр транспорта Максим Лобанов привычно развел руками: вопросы к федерации. Но иркутский минтранс привык мыслить такими масштабами: им почти всегда нет дела и полномочий до насущных проблем.

Читайте ещё:В Перу полиция пришла с обыском в дом президента из-за незадекларированных часов

Модернизация аэропорта Бодайбо брошена на полпути. А значит, вопрос точно отложен еще на несколько лет: пока найдут нового подрядчика, пока пересчитают смету. Помимо конкретных неудобств для жителей остановка строительства означает и очередной сдвиг горизонта планирования по расширению производственной базы Бодайбинского района. Нет аэропорта – не будет и комбината.

babr24