Основанием для иска послужило нарушение условий предоставления субсидии на строительство морского круизного судна. Деньги, полученные из бюджета в рамках программы государственной поддержки, компания была вынуждена вернуть через суд.
В 2020 году Минпромторг заключил с ООО «Исток» соглашение о предоставлении субсидии на сумму 27,9 млн рублей. Субсидия была направлена на «возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию».
Одним из обязательных условий получения средств была регистрация нового судна в Государственном судовом реестре или одном из российских судовых реестров не позднее 31 декабря 2023 года. Однако, в январе 2024 года ООО «Исток» уведомило Минпромторг, что данное условие не выполнено, и новое судно не зарегистрировано, что и привело к разрыву соглашения и возврату субсидии.
Примечательно, что основной деятельностью ООО «Исток», согласно данным ЕГРЮЛ, является «аренда и управление недвижимым имуществом», а также торговля алкогольными напитками и фармацевтической продукцией.
В списке дополнительных видов деятельности компании упоминается производство водки, виски и других алкогольных напитков, но никакой информации о строительстве судов нет. Несмотря на это, в 2019 году компания заключила договор на строительство морского круизного судна проекта №RDB 30.066+, что позволило ей участвовать в программе субсидирования.
В феврале 2024 года ООО «Исток» вернуло субсидию в полном объеме, однако Минпромторг также потребовал уплаты процентов за использование бюджетных средств. На это требование компания ответила отказом, что стало причиной для нового иска. В результате судебного разбирательства было постановлено взыскать с ООО «Исток» дополнительные 6,14 млн рублей в пользу Минпромторга.
Эта ситуация вызывает вопросы о том, насколько эффективно используется государственная поддержка, и как компании, чья основная деятельность далека от судостроения, получают доступ к бюджетным субсидиям. ООО «Исток» и его владельцы, братья Корневы, давно известны как участники алкогольного и фармацевтического бизнеса, но их связь с судостроением вызывает сомнения. Тем не менее, компания сумела воспользоваться государственной программой, что в итоге привело к судебным разбирательствам и финансовым потерям для обеих сторон.