Сирийцы, нашедшие приют в Турции в результате гражданской войны, разразившейся в Сирии в 2011 году, в состоянии эйфории выходят на улицы Стамбула, Анкары, Хатая, Газиантепа, Шанлыурфы и других турецких городов. Они празднуют победу, угощая друг друга дамасским десертом и с воодушевлением обсуждая планы возвращения на родину, сообщают турецкие издания.
Группа сирийцев, собравшихся перед Генеральным консульством Сирии в стамбульском квартале Нишанташы, скандирует лозунги против Асада, а сотрудники дипмиссии сняли со стен здания портреты Асада и лозунги, прославляющие его режим.
Празднования продолжились в мечети Фатих, где сирийцы и турки молились за падение режима.
«Сегодня я очень счастлив, - говорит уроженец Алеппо Абдулкадыр Юсиф. - Надеюсь, мы вернемся на родину и будем жить там в достатке. Я один из тех, кто томился в тюрьмах Асада, видел зверства, которые там происходили. Теперь, после победы революции, мне сложно выразить словами свои чувства. Я просто очень счастлив».
Слова соотечественника подтверждает 55-летний скульптор из Алеппо Мустафа Тихид: «Это правда, падение режима Хафеза Асада и его сына Башара Асада нас всех очень обрадовало. Потому что при них в Сирии понятия «свобода» и «демократия» не имели никакого значения. То, что там происходило раньше, можно назвать жестокостью. У нас не было свободы выражения мнений - ни в политическом, ни в культурном смысле. Хочу надеяться, что сегодня, после падения режима, мы вернули свои права».
«Почему мы собрались именно здесь, в мечети Фатих? Причина в том, что и сирийцы, и турки считают Фатиха Султана Мехмета своим общим предком. Это место, где нет этнической дискриминации, где все мусульмане могут собраться вместе и помолиться. Сегодня турки, курды и арабы – мы все вместе делим это счастье», - говорит он.
Между тем, на турецко-сирийской границе уже собираются сирийцы, бежавшие от войны и теперь желающие вернуться в свои дома. Всего Турция приняла у себя до 3 млн сирийских мигрантов.
На таможенном пропускном пункте Джильвегёзю в Хатае наблюдается поток беженцев, стремящихся вернуться на родину.
«Я покинул родину 6 лет назад, поселился в Хатае, теперь Сирия свободна, и я хочу вернуться домой, - говорит Махмуд Эсма. – Обращаюсь ко всем беженцам, особенно, к сирийской молодежи. Теперь мы свободны, каждый должен вернуться на родину, чтобы поднять ее из руин и сделать ее снова прекрасной и счастливой».
«Мы благодарны Турции за гостеприимство, за то, что она открыла нам свои двери, поделилась кровом и хлебом. Но теперь наша родина свободна, и мы должны вернуться, чтобы восстановить ее. Наше место там, в родной стране», - отмечает Абдулсафи Ухуд.
40-летняя Бусейн Рахал, живущая в Турции уже 13 лет, сказала, что испытала огромное счастье от свержения режима: «В Турции нас прекрасно приняли, благодарность нашей семьи туркам безгранична. Но наш дом там, и все эти годы я скучаю по нему. Я хочу жить на родине, хочу поднять и возродить свою страну, чтобы она стала свободной, процветающей и красивее, чем прежде. Чтобы с гордостью принимать в гостях тех, кто в трудные дни протянул нам руку помощи».
Со своей стороны, в Турции звучат заявления о готовности оказать поддержку в восстановлении Сирии. Политические аналитики отмечают, что свержение режима «Баас» не стало сюрпризом для Анкары вследствие непрерывного наблюдения за ситуацией и отслеживания развития событий в соседней стране турецкими силами безопасности. Анализ боевых столкновений правительственных войск и вооруженных сил оппозиции позволил предположить скорое падение режима. По их мнению, сегодня Анкара нацелена на безопасное возвращение беженцев на родину и помощь в строительстве «новой Сирии».
Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил, что его страна продолжит поддерживать сирийский народ и территориальную целостность Сирии. «Произошедшее в Сирии – это луч надежды для сирийского народа, который теперь самостоятельно определит будущее своей страны. Со своей стороны, Турция будет работать над восстановлением Сирии».
«Но мы должны быть крайне осторожны, чтобы террористические группировки ИГИЛ и РКК не воспользовались текущей ситуацией. Сирийские государственные институты должны быть защищены, а оппозиционные силы – объединиться», - подчеркнул глава турецкой дипломатии.