
В мажилисе депутат Берик Бейсенгалиев сетовал, что повышать налоги — это плохо, а привлекать больше иностранных инвестиций — это хорошо. «Деятельность правительства должна быть сосредоточена на развитии экономики страны, создании условий для привлечения зарубежных инвестиций и создании благоприятных условий для развития бизнеса, что увеличит налоговые поступления за счет роста экономики, а не за счет повышения налоговых ставок», — негодовал парламентарий Бейсенгалиев.
На эти жалобы вице-премьер — министр нацэкономики Серик Жумангарин спокойно ответил, что это забота об интересах среднего бизнеса. А небольшие предприниматели, по его словам, «как работали в розничном режиме с пределом 2,4 миллиарда по совокупному годовому доходу и платили 4 процента, так и будут платить». «Для них ничего не изменится в этой жизни, понимаете», — пытался объяснить депутатам глава ведомства. Жумангарин умело поддерживал интригу. Говорил, что рассматривается ставка в 20 процентов, как самая распространенная в мире, но окончательное решение еще не принято, все может измениться. Как в воду глядел. Очевидно, шум возник не из-за маленьких магазинов.
Государство пыталось обложить налогами крупных игроков с серьезными оборотами, а не мелких предпринимателей. Вице-премьер едва не раскрыл все, назвав вещи своими именами. «Мы не можем продолжать жить в условиях, когда в стране благодаря современному законодательству созданы официальные лазейки для оптимизации налогов большинством предпринимателей», — отметил он. Но пугающая цифра в 20 процентов и угрозы увеличения налогов для среднего бизнеса встревожили многих. Жалобы дошли до президента. В результате Токаев вмешался в процесс.
Ну как вмешался, высказал свою точку зрения. «Нужно рассмотреть различные варианты, учитывающие специфику отраслей экономики. Я ранее на этот счет не высказывался, поскольку каждое мое слово может восприняться как строгое поручение в силу служебного статуса…», — заявил глава государства. Токаев мягко изложил свою позицию: «Ставка НДС должна быть дифференцированной. Государству нужны решения, которые, с одной стороны, обеспечат комфортные условия для бизнеса, а с другой — упорядочат налоговую сферу и увеличат поступления в бюджет».
Затем произошло невероятное: правительство сделало именно то, что предложил президент — предложило установить НДС на уровне 16 процентов, а не 20, плюс ввело много льгот. «Мы предлагаем рассмотреть механизм: общеустановленная ставка НДС 16 процентов, полное освобождение от НДС для производителей сельхозпродукции, а для некоторых отраслей — промежуточная ставка в размере 10 процентов», — описал новое положение дел вице-министр национальной экономики Азамат Амрин.
Публично благодарить президента за ценные указания не стали. Все-таки мы не в Туркмении живем. Но не будем злословить. Сработал закон рынка «заяви больше — получи меньше». Можно еще удивиться, что у правительства есть время и силы на подобные представления для бизнеса. Впрочем, январский отчет по Нацфонду не оставляет другой возможности — из него изъяли 550,6 миллиарда тенге при поступлениях в 147,7 миллиарда. Это означает, что вся экономическая политика свелась к аппаратным игрищам. Потому что экономика Казахстана — это поезд, несущийся… в светлое будущее.