О новейшей истории отечественных медиа нельзя сказать, что она полна загадок. Отрасль, существующая на стыке политики и бизнеса, развивается логично и непрерывно с позднеперестроечных времен. Все взлеты, падения, конфликты, драмы уникальных коллективов – все на виду, и все понятно; даже не имея под рукой документальных свидетельств, можно догадаться, почему в 2001 году все так вышло с НТВ, или почему «Роснефть» так поступила с «Ведомостями», или, скажем, как возник и почему зачах «Сноб», или как приручили «Новую газету», или откуда взялась «Медуза» – даже не инсайдер, а просто внимательный читатель легко и в подробностях расскажет вам любую из этих историй. Кроме одной.
Крушение медиамагната Арама Габрелянова – единственная в своем роде загадка, группа Дятлова российских медиа. Веселый армянин совершал восхождение на перевал, а потом палатку нашли разрезанной, а сам бедняга зачем-то разделся догола и выбежал на мороз. «Причиной явилась стихийная сила, преодолеть которую человек был не в состоянии».
Детские саночки с надписью «Rosebud» давно сгорели в камине, и свидетелей искать бессмысленно. Бумажный таблоид «Жизнь» из песни рэпера Гуфа сейчас кажется признаком какой-то позапрошлой эпохи, но про него, по крайней мере, хотя бы понятно, куда он делся – на том этапе была еще вполне естественная эволюция. Человек доказал, что умеет делать медиа, человеком заинтересовались, человеку помогли. Да, наверное, «помогли» в значении «сделали предложение, от которого он не смог отказаться» звучит не очень точно, но вообще-то это факт – приобретение газеты «Жизнь» Ковальчуками хоть и выглядело эпизодом того же огосударствления медиа, что и все остальные такие же случаи начиная с НТВ, но все же именно эта покупка превратила Габрелянова из пусть и пробившего макушкой несколько московских потолков, но все равно провинциального кустаря в одного из ключевых менеджеров государственной медийной системы (и в скобках заметим: кустарь-то, конечно, кустарь, но все же деньги на классическую «Жизнь» были не его – акционером газеты был ветеран ЦК КПСС Борис Федоров, которого часто вспоминали этой зимой в связи с карьерным взлетом его известного теперь партнера. То есть в этом году мы узнали, что Габрелянов начинал на деньги Мишустина!).