После введения санкций Федеральный экологический оператор, который входит в структуру госкорпорации Росатом заявил о необходимости импортозамещения технологий. Очевидная надобность обернулась неприглядными мотивами интересантов, от которых может пострадать непосредственно сам Байкал. Вместо компостирования шлам-лигнина началась проработка альтернативного способа очищения накопителей – литификации.
Литификация (от греческого lithos – камень и латинского facere – делать) – процесс превращения жидких осадков в твёрдые.
Метод заключается в «глубинной массовой стабилизации минеральными геополимерными вяжущими составами». Другими словами, в отходы нужно добавить вещества, которые высушат и обеззаразят их внутри карт-накопителей. Сверху потом хотят насыпать землю и посадить растения.
Инициатива ФЭО одобрила вице-премьер России Виктория Абрамченко, которая курирует ликвидацию отходов БЦБК. Она поручила внести правки в проект до декабря, чтобы начать непосредственные работы в 2023 году.
Новости по теме: Известный украинский айтишник разбил в Дубае суперкар Ferrari за 1,2 млн долларов
Всё это звучит замечательно, если бы ни один маленький нюанс. Метод литификации не нашёл одобрения у учёных.
Идея литификации отходов от деятельности БЦБК не нова. Проект ликвидации отходов Солзанской промплощадки был предложен «ВЭБ-Инжинирингом» еще в 2014 году. Но литификация не прошла экологическую экспертизу, а впоследствии этот метод и вовсе признали неэффективным и отказались от него.
Ученый секретарь научного совета Сибирского отделения РАН по проблемам озера Байкал Ирина Орлова считает, что начинать проектирование по технологии, не прошедшей научную и правовую экспертизу недопустимо. По ее словам, год назад СО РАН анализировало технологические предложения по омоноличиванию (литификации) карт шламнакопителей. По результатам анализа сделаны выводы «об отнесении ряда технологий данной группы к нерекомендуемым в представленном виде», поскольку их можно трактовать как «захоронение отходов», что запрещено делать вблизи Байкала федеральным законодательством.
Если прибавить к этому недавний проект, который ослабляет требования к качеству сбросов вод в Байкал, то картина вырисовывается мягко говоря не радужная.
Дело в том, что 16 марта 2022 года на портале regulation.gov.ru был размещён проект приказа Минприроды России, который предполагает смягчение требований к сбросам сточных вод непосредственно в озеро Байкал и к сбросам промышленных стоков в водные объекты на Байкальской природной территории.
Этот приказ – очевидное нарушение ФЗ «Об охране озера Байкал», где установлено, что допустимый объём сбросов можно только уменьшать.
Складывается впечатление, что заинтересованные лица намерены замаскировать экологическую проблему Байкала («лишь бы отстали») и в обозримом будущем использовать озеро в качестве высоколиквидной туристической мекки. Из-за ранее упомянутых санкций и закрытых границ на озеро ожидается резкий наплыв туристов, приезд которых необходимо организовать как можно скорее и выгоднее.
Что имеем в итоге. Ликвидация отходов БЦБК откладывается минимум на год, а то и больше. Тут же запускается проект, который ослабляет требования к чистоте сточных вод, а на местные территории по случайности метит туристический бизнес. В это же время Федеральный экологический оператор под шумок хочет закрыть вопрос с отходами БЦБК, не заботясь при этом о самом озере.
Вероятно, цель сей сомнительной деятельности не в реальном очищении карт-накопителей, а скорее в укреплении положения заказчиков и исполнителей, мотивом тут служит затянувшаяся и порядком смозолившая глаза тема загрязнения озера, которая ставит в незавидное положение все уровни власти.
Ситуация чревата новой экологической катастрофой. Случится она, вероятнее всего, спустя года, когда спрашивать по недоброй традиции будет уже не с кого, поскольку лица, которые сегодня принимают упомянутые решения, уже скроются с политических и экономических горизонтов.