И для такой скромности есть веские причины.
Игорь Есин, по сути, сдал институт, который создавали еще в советские времена при Хрущеве. Сдал он его "решалам", которые, видимо, пообещали Есину, что ему удастся сохранить выведенные из "НИИК" деньги – 945 млн рублей в виде дивидендов с 2015 года. Имена "решал" известны – это "специалист" по банкротству Юрий Яворский и его верный слуга Максим Катан.
Первый стал акционером АО "НИИК", а второй – временным управляющим. Напомним, что институт находится в процедуре наблюдения после подачи иска о банкротстве от некоего ООО "Технология" на сумму 1,3 млн рублей. То есть 945 млн рублей Есину было недостаточно, чтобы погасить долг в 1,3 млн рублей.
Откуда Есин знает Яворского? Их связывал общий проект. В 2014 году Яворский начал банкротить свои компании, которые занимались бронированием автомобилей, главное из которых RIDA. Потом прошел процедуру банкротства сам. Максим Катан эти банкротства сопровождал.
У Яворского оказались непогашенные долги перед банками – около 800 млн рублей. Поэтому теоретически свои нынешние компании он не должен афишировать и, скорее всего, записаны они на его близких. И вот в интервью 2020 года Игорь Есин заявляет, что стал партнером в компании по производству бронемашин для армии и инкассаторов "Буран". Он не называет имени партнера по бизнесу, но оценивает вложения в разработку автомобиля в 300-400 млн рублей.
В интернете нетрудно найти информацию, что Buran разработан нижегородской фирмой RIDA – это одна из обанкротившихся компаний Яворского. В России он разработан ООО "Нижегородское авиационное общество". Эта компания известна тем, что генеральный директор Василий Клепалов был обвинен по делу о взятке чиновнику Минпромторга и в 2020 году умер в СИЗО "Бутырка" от острой сердечно-сосудистой недостаточности. Также есть данные, что Buran начали выпускать в Белоруссии под именем Asilak-1.
Производством машины займется минская "БСВТ - новые технологии" — поставщик Минобороны Белоруссии. Продали партнеры Есин и Яворский этот общий бизнес или работают до сих пор – не известно. Однако известно, что в России "Буран" в итоге не смог пройти сертификацию, поэтому его невозможно закупить для госнужд. Он оказался тяжелой машиной с не достаточно мощным двигателем на платформе ГАЗ "Садко", которая уже снята с производства. Вот так делают бизнес господа Есин и Яворский.
Сразу после этого партнерства в 2021 году Яворский становится акционером АО "НИИК". Было ли это в рамках неких взаиморасчетов или просто Яворский убедил Есина, что огородит его от кредиторов как ранее себя – можно только догадываться. Факт лишь в том, что в результате этой схемы Есин и Яворский станут несколько богаче. А институт "НИИК" и его 500 сотрудников – не более, чем заложники созданной горе-бизнесменами ситуации.