Кровля объекта культурного наследия федерального значения загорелась 2 июля во время ремонтных работ. По версии следствия, причиной возгорания стало грубейшее нарушение техники безопасности строителями, использовавшими открытый огонь от газовой горелки для спаивания рубероида.
Пожар в Любенске
Пламя моментально распространилось на всё деревянное здание. По данным ГУ МЧС России по региону, площадь возгорания превысила 600 квадратных метров. Оценить ущерб и стоимость восстановления усадьбы предстоит специалистам Министерства культуры, однако нет сомнений, что ущерб масштабен, а восстанавливать придётся с нуля.
Новости по теме:
Как сообщила во время встречи с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым директор музея-заповедника Светлана Мельникова, более 200 квадратных метров усадьбы выгорело полностью. Кроме того, было оказано термическое воздействие на фундамент. Не говоря уже об утрате уникальных экспонатов, среди которых и личные вещи композитора.
Композитору Николаю Андреевичу Римскому‑Корсакову принадлежали две усадьбы в Псковской губернии: Вечаша, где им были написаны оперы «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», и Любенск, где он провёл последние два года жизни, написал оперу «Золотой петушок» и скончался в 1908 году.
С 1921 года обе усадьбы находились под охраной государства, что не помешало разобрать первую из них «на совхозные нужды». Вторую, в Любенске, сожгли немцы во время Великой Отечественной войны.
Ближе к концу XX века обе усадьбы были восстановлены на сохранившихся фундаментах, в 1995 году в них открылись музейные экспозиции. Однако, как показала жизнь, для того чтобы сжечь федеральный культурный объект, присутствие на его территории фашистов не обязательно.
Усадьба в Любенске до пожара
Экспозиция музея-усадьбы в Любенске
О том, что рукописи, а значит, и оригиналы клавиров и партитур не горят, – известно со времён написания романа «Мастер и Маргарита». Поэтому удивляться тому, что в огне уцелел клавир оперы «Золотой петушок», написанной Римским‑Корсаковым в Любенской усадьбе, не стоит.
Также удалось спасти посмертную маску и золотое перо композитора, но около тысячи других экспонатов уничтожены. При этом, по словам Светланы Мельниковой, восстановлению подлежит лишь пятая часть из них, остальные же утеряны безвозвратно.