Аукцион невиданной щедрости
Карьера Кожемяко-младшего стремительно идет вверх. В конце августа сын губернатора Приморского края Олега Кожемяко – Никита – выиграл аукцион по распределению квот на ежегодный вылов в Западно-Сахалинской подзоне 150 тонн краба – вплоть до 2037 года. Его компания «Восход» согласилась заплатить 1,65 млрд руб., что в 21 раз больше стартовой цены в 78,22 млн руб.
Эксперты считают, что победитель переплатил за квоты, и окупить инвестиции будет проблематично. В то же время специалисты уточняют: в 2022 году из-за запрета на промысел камчатского краба на Аляске квоты на этот самый ценный вид крабов распределяются только в двух странах — в России (27,5 тыс. тонн, что составляет 94% мирового объема) и Норвегии (1,8 тыс. тонн). Из-за ограниченности ресурса повышается его ценность, поэтому компании готовы переплачивать.
Есть и ещё один момент – можно нелегально добывать больше краба, чем разрешают квоты, и сбывать его на чёрном рынке.
Краб, Кан и Собчак
Новости по теме: Песков опроверг информацию о раке у Путина
Олег Кан
Краболовная отрасль и добыча морепродуктов в России остается лакомым куском для всех, кто знает толк в деликатесах и гигантском спросе на них в мире (в отличие от нашей страны). А также – готов закрывать глаза на серые схемы, а то и участвовать в них или даже создавать лично.
Александр Кан (сын Олега Кана) и Олег Кожемяко
Тому пример – десятилетия криминальной деятельности дальневосточного крабопромышленника Олега Кана, его и нелепая попытка с помощью продажи бизнеса – и ее маме-сенатору. Но светская львица не стала крабовой царицей, вовремя сообразив, куда она может вляпаться.
Ксения Собчак
Ну, а Олег Кан прячется то ли в Японии, то ли в Южной Корее. После этого в сверхприбыльный бизнес зашли рыбопромышленники Франк и Тимченко. Теперь же их теснят молодые миллионеры – дети политической элиты Приморья. Новый игрок в лице сына губернатора Приморского края Никита Кожемяко в отличие от Олега Кана успешно выстраивает отношения не только в рыбодобывающих регионах, но также и в Москве. Безусловно, его курируют влиятельные родители.
Из уважаемой семьи
Никита Кожемяко
Каждый ребенок для родителей – самый любимый и талантливый. Не является исключением и сын губернатора Приморского края Олега Кожемяко – единственного российского губернатора, возглавлявшего четыре региона. Ко всему, он ещё и успешный бизнесмен. Одно только перечисление компаний, в которых Олег Николаевич являлся учредителем или имел долю, займет несколько страниц.
В конце 80-х Олег Кожемяко начинал с торговли цветами и работы в кооперативе сферы питания. Но по-настоящему серьезный бизнес настал, когда он возглавил совет директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» (ПБТФ) – как пишут СМИ, досталась эта должность по наследству, после ухода на госслужбу его отца-совладельца компании. Тогда ПБТФ входила в тройку крупнейших рыбодобывающих компаний Приморья. Участие будущего губернатора в других бизнесах – отдельный разговор. Но родная промышленность для Олега Кожемяко – рыбодобывающая. Как и для его сестры, супруги и сына.
Мамин сын
На конец декабря 2017 года владельцами долей в ПБТФ была Ирина Герасименко, данные которой совпадают с данными супруги Олега Кожемяко. Она имела долю 28,05%. А также Никите Кожемяко, чьи данные совпадают с данными сына губернатора, ему принадлежало 0,94%. Ещё 27,42% было у Ольги Кравченко, которую СМИ называют сестрой Олега Кожемяко.
В 2018 году семья Кожемяко (тогда - губернатора Сахалина) продала ПБТФ компании «Остров Сахалин», аффилированной (опять же, как утверждают некоторые СМИ) с экс-сенатором от Сахалинской области Александром Верховским. На момент продажи жене губернатора Ирине Герасименко принадлежали 28,05 % компании, сестре Кожемяко Ольге Кравченко — 27,4 %, сыну губернатора Никите — 11,1 %.
Также супруга и сестра федерального чиновника владеют компанией «Торговый дом «Фили» - оптовой «дочкой» ПБТФ,
также, как пишут СМИ, ООО «Арго-1» (производство продуктов питания и алкоголя), ООО «Тымлатский рыбокомбинат»ООО «Термопласт», ООО «Бриг», ООО «Мотор».
Супруга Олега Кожемяко Ирина Герасименко занимала 24-е место в рейтинге Forbes с состоянием $180 млн. Отмечалось, что у неё на тот момент было 32,5% доли производителя морепродуктов — «Тымлатского рыбокомбината». На сегодня в ЕГРЮЛ за Герасименко числятся доли в шести действующих московских, камчатских и приморских компаниях.
Так что Никите Олеговичу повезло не только с дедушкой и папой, но и с мамой, успешной бизнес-леди.
От яхт – к огурцам
Теперь сын Никита сам радует родителей успехами в бизнесе. По данным ЕГРЮЛ, он гендиректор ООО "Вымпел" и совладелец около двадцати компаний Приморья, Амурской области, Камчатки, Калужской и Ростовской областей.
Так, например, Кожемяко-младший владеет ООО «Комплекс семейного отдыха «Бухта Петрова» и ООО «Комплекс семейного отдыха «Поющие пески» в Лазовском районе, которые ведут деятельность парков отдыха и пляжей.
Еще у молодого бизнесмена – несколько фирм по выращиванию овощей, бахчевых, грибов и трюфелей. В соцсетях он выкладывает ролики, снятые в своих теплицах, и на продукцию ради стабильности страны в условиях санкций.
Наш тепличный комбинат – крупнейший на Дальнем Востоке», – говорит на камеру телефона Никита Кожемяко, указывая в посте компанию «НК-Лотос».
В другом ролике он приглашает попробовать огурцы под маркой «Green Life». Владельцем бренда называют все тот же «НК-Лотос». А выращивают овощи в гигантских теплицах в селе Михайловка на земельном участке почти в 100 гектар.
Огурцы, произведенные компанией Green Life
Последние посты в соцсетях представляют нам остепенившегося Кожемяку-младшего, чего не скажешь о его ранних фотосессиях. На них молодой человек катается на горных лыжах, мотоциклах, водных скутерах, летает на вертолетах, плавает на яхтах.
Есть фото с полученным между делом дипломом магистра МГУ.
Активно путешествует, ходит на охоту, стреляет из самого разного оружия в тирах и на полигонах, отдыхает на курортах, фотографируется со звездами кино и спорта – словом, ведет типичную жизнь представителя золотой молодежи.
Никита Кожемяко
Но огурцы и помидоры победили люксовый отдых.
По данным некоторых изданий, у молодого человека – также несколько компаний по морскому рыболовству, в сфере недвижимости, по производству безалкогольных напитков и крупный актив по выращиванию зерновых культур — ООО «Амур Агро Холдинг».
Совместно с администрацией Алеутского района Камчатки и ОАО «Озерновский рыбоконсервный завод № 55» Никита Кожемяко также владеет компанией «Алеутский рыбокомбинат».
Кроме того, Никита Олегович пополнил свой бизнес-портфель новым активом - ООО «Ворсино Айс», что в Калужской области. Основной вид деятельности компании— складирование и хранение.
Также активами Кожемяко-младшего являются автотранспортное предприятие «СпецАТП» во Владивостоке и ООО «Дон Аквафиш» из Ростовской области.
Невидимая клешня рынка
Возвращаясь к выигранным Кожемяко-младшим квотам на вылов краба, можно только порадоваться за новый виток развития семейного бизнеса. Однако нужно сказать еще несколько слов о краболовной отрасли России.
Эта сфера имеет настолько богатую криминальную историю, что о ней можно снять не один десяток фильмов. И такие документальные есть. Они показали, что в этом непрозрачном бизнесе крутятся миллионы долларов, давно отлажены и действуют различные преступные схемы. Это и рыбный промысел под флагами иностранных государств (часто на убитых суднах, что приводит к человеческим трагедиям), и многократное превышение квот по вылову, ну и самое главное – наглое воровство российских биоресурсов, когда добытые краб и морепродукты нелегально, вдали от берега, перекидывают на борта пиратов, которые доставляют краденный деликатес в Южную Корею, Японию и США, а затем легализуют его.
Вся эта история с краболовным бизнесом по-прежнему бесконечно далека от жизни простого народа. Пока заграничные рестораны ломятся от ворованных российских биоресурсов, наши люди о морских деликатесах только слышали. Да, во многом дело в неразвитости культуры потребления этих продуктов и проблематичной доставке в условиях огромных пространств нашей страны, но и цена морепродуктов остается баснословной. А ведь Россия – великая морская держава.
Все вышеперечисленное ни в коем случае не означает, что Никита Кожемяко погружен в серые схемы добычи краба, морепродуктов и рыбы. Или что он не обладает предпринимательским талантом. Просто так получилось, что бизнес стал успешным в регионах, которыми руководил или руководит сейчас его отец, а мать является совладелицей большинства предприятий, принадлежавших Кожемяко-старшему до начала его политической карьеры. Так что сын, похоже, начинает выстраивать собственную рыболовецко-крабовую империю. Но ведь, согласно экономической теории, невидимая рука рынка – а в данном случае клешня – принцип, по которому личные выгоды участников бизнеса способствуют установлению общего блага.