Raiffeisen Bank Дерипаске глаз не выклюет

Raiffeisen Bank Дерипаске глаз не выклюет
Raiffeisen Bank Дерипаске глаз не выклюет
Raiffeisen Bank International AG заявил, что наконец-то нашел способ вывести часть своих активов из России.

Но компания не объясняет, почему сложная цепочка транзакций на 1,5 миллиарда евро заканчивается руководителем, имеющим долгий опыт работы в компаниях находящегося под санкциями олигарха.

На прошлой неделе Raiffeisen заявил, что его российское подразделение согласилось купить почти 28% акций австрийской строительной компании Strabag SE, которая до недавнего времени принадлежала попавшему под санкции бизнесмену Олегу Дерипаске. Затем компания планирует передать холдинг материнской компании в Вене в качестве дивидендов в натуральной форме, пишет Bloomberg.

Если все пойдет по плану, то Raiffeisen будет контролировать долю Strabag через дочернюю компанию, которая, согласно корпоративным документам, была основана в результате партнерства между банком и Штефан Зочлинг, бывшим руководителем нескольких компаний, крупнейшим акционером которых был Дерипаска. Зехлинг будет управлять бизнесом, название которого — Gabarts — является палиндром Strabag.

Зочлинг не ответил на запрос о комментариях. Представитель Raiffeisen отказался комментировать, почему именно Зочлинг был выбран для наблюдения за пакетом акций.

«Это обычная практика, когда пакетом акций такого размера управляет дочерняя компания», — заявил представитель Raiffeisen в ответе по электронной почте на вопросы Bloomberg. «Gabarts будет управлять холдингом Strabag, но все соответствующие контрольные права, конечно же, останутся за RBI».

Сделка поможет решить главную головную боль Raiffeisen, который, уже почти два года, безуспешно рассматривает варианты продажи или выделения своей российской дочерней компании — самой прибыльной в банке. Компания накопила более 3 миллиардов евро прибыли, которую не может перевести из-за ограничений Москвы на дивиденды. Запланированная сделка, если она будет одобрена, фактически переведет половину этой суммы материнской компании, одновременно позволяя Дерипаске ликвидировать свою замороженную долю.

Зочлинг уже давно связан с бизнес-империей Дерипаски, а также с основателем Strabag Хансом Петером Хазельштайнером, который вместе с ним является соинвестором в Remus. В последнее время Зочлинг был связан с рядом австрийско-российских сделок, таких как приобретение активов, оставшихся после ликвидации Sberbank Europe. В их рамках Зочлинг получил индульгенцию от санкций в Австрии, чтобы иметь возможность работать с российским кредитором и купить то, что осталось от ее дочерней компании в Центральной и Восточной Европе. По данным газеты Standard, сделка была оценена в 240 миллионов евро.

Дерипаска, миллиардер, владеет крупной долей в En+ Group, операторе крупнейшей сети электростанций Сибири. Компании также принадлежит более половины Русала, крупнейшего российского производителя алюминия.

За несколько месяцев до начала украинского конфликта Зочлинг был назначен председателем Николаевского глиноземного завода на Украине, который принадлежал Русалу. Раньше завод был ключевым поставщиком сырья для российских металлургических заводов Русала.

Зочлинг больше не работает в Русале, сообщила компания в ответе запрос Bloomberg. En+, холдинг, контролирующий Русал, отказался от комментариев. Пресс-служба Дерипаски не ответила на сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию.

Зочлинг также был главным операционным директором строительной компании Трансстрой, когда она принадлежала Дерипаске, и участвовал в инфраструктурных проектах, связанных с Олимпиадой в Сочи, согласно корпоративным документам.

Комментируя назначение Зочлинг Дерипаской руководителем расширения московского аэропорта Шереметьево в 2014 году, Хазельштайнер тогда заявил, что российскому бизнесмену «очень повезло», что австриец взял на себя эту задачу.

«Я знаю Зочлинга уже давно», — сказал тогда Хазельштайнер. «Он преуспеет».

Дерипаска владеет пакетом акций Strabag с 2007 года. Австрийская строительная компания пытается выйти из тупика, вызванного санкциями против инвестора, в том числе с помощью сложного маневра с капиталом, направленного на то, чтобы урезать его долю владения ниже 25%. Санкции означают, что Strabag не может выплачивать дивиденды холдинговой компании Дерипаски Rasperia, которой также запрещено голосовать на собрании акционеров.

В Raiffeisen заявили, что намерены провести сделку в полном соответствии с санкциями. Strabag заявил, что необходим детальный пересмотр санкций.

Национальный банк Австрии подтвердил, что ответственность за транзакции несет санкционный орган, но отказался предоставить дальнейшие подробности.

«RBI должен гарантировать, что применимые правила санкций ЕС полностью соблюдаются на всех этапах предполагаемой сделки», — говорится в ответе банка на запрос Bloomberg.