Недавно Басманный районный суд Москвы санкционировал заочный арест бывшего председателя правления банка "Стратегия" (банк рухнул несколько лет назад) Кирилла Другова, обвиняется в особо крупной растрате: речь о махинациях на 9 млрд. рублей – обвинение так же предъявлено заочно.
Напомним, что совладельцами банка до всех потрясений были топ-менеджер Роснано Яков Уринсон и Петр Гайдар, сын Егора Гайдара.
С ходатайством об аресте 35-летнего Кирилла Другова в суд обратились сотрудники Главного следственного управления СКР: именно они ведут расследование всех обстоятельств вывода миллиардов из банка "Стратегия". Местонахождение беглого растратчика пока не установлено.
Помимо господина Другова в истории с "потрошением" банка "Стратегия" всплывает еще с полдюжины интересных персонажей. Это, вне всякого сомнения, бывший топ-менеджер ЦБ РФ Дмитрий Рубинов со своей второй половиной Ириной Рубиновой, а также талантливые молодые люди из Службы экономической безопасности ФСБ - Кирилл Черкалин, Андрей Васильев и Дмитрий Фролов, придумавшие фантастическую схему вывода "тугриков" из российских банков в заморские "тихие гавани". Стоит отметить, что у правоохранительных органов есть информация о том, что банк "Стратегия" активно использовался в так называемой "молдавской схеме" вывода денег из Российской Федерации.
Новости по теме: Биржа QMALL получает лицензию в ЕС, добавляет пары с евро и готовится к открытию масштабного лаунчпада во Франции
В обстоятельствах разбирался корреспондент The Moscow Post.
"Факир" на час?
К материалам дела Другова были приложены рапорты оперативников ФСБ о нахождении Кирилла Другова за пределами России. И теперь следствие инициирует розыск г-на Другова по линии Интерпола.
Из судебных документов следует, что уголовное дело о масштабных хищениях в банке "Стратегия" было возбуждено еще весной 2021 года. Помимо Другова в материалах упоминаются некий " фактический бенефициар" кредитного учреждения (речь, по всей видимости, о Рубинове), а также советник председателя правления и некий соучастник… С некоторой долей вероятности можно предположить, что речь идет об Ирине Рубиновой, которая владела более 70% акций банка, и советнике Геннадии Гацукове.
Надо заметить, что г-н Гацуков является фигурантом сразу нескольких дел о фактическом разорении кредитных учреждений после покупки, куда Гацуков забегал как руководитель.
Помимо банка "Стратегия" пострадали также банки Кредит-Москва, Промрегионбанк, Смартбанк и др. Во всех этих банках г-н Гацуков проявлялся, как кентервильское привидение, перед самым отъемом лицензий.
Надо заметить, что некоторые из сообщников г-га Гацукова уже осуждены и сидят "на зоне".
К примеру, в декабре 2019 г. Хамовнический районный суд Москвы приговорил к 4 годам тюрьмы председателя кредитного комитета банка "Стратегия" Александра Миловзорова. Он был признан виновным в хищении 10,5 млрд рублей.
Сам хитроумный Гацуков скрылся за кордоном, а именно, в Венгрии. Но Будапешт выдал Гацукова Москве.
И на родине г-н Гацуков заговорил…
Дело Ирины и Дмитрия Рубиновых
Но главным организатором афер в российских банках следствие считает бывшего заместителя начальника Департамента банковского регулирования и надзора Центробанка РФ Дмитрия Рубинова, супруга которого - Ирина Рубинова - была хозяйкой банка "Стратегия".
Господин Рубинов работал в Центробанке до 2011 г. И. как полагает следствие, одновременно являлся бенефициаром таких коммерческих банков как "Таатта", "Стратегия", НКБ и ряда других, а также Центрального страхового общества. Все эти финансовые учреждения подозревались в незаконном обналичивании средств. После своего банкротства они остались должны клиентам более 25 млрд рублей, но сам Рубинов каким-то образом избежал уголовной ответственности.
Сегодня, как пишут СМИ, он сибаритствует в Израиле, где, возможно, скрывается и Кирилл Другов. Об этом, в частности, сообщает "Коммерсант".
Стоит отметить, что г-н Другов, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ стал топ-менеджером банка "Стратегия" в 2012 году. До ноября 2015 г. он был заместителем директора Департамента кредитования, позже занял должность заместителя председателя правления.
А первые заявления о хищениях в банке стали поступать почти сразу после его краха. В 2019 г. АСВ как правопреемник банка "Стратегия" подало иск в Арбитражный суд Москвы о возмещении ущерба и привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
Таким образом, в банке "Стратегия" работала очень сплочённая "команда". На родину удалось вернуть пока только одного из "фокусников" –а именно г-на Гацукова.
Правоохранители настойчиво ищут "затерявшиеся" следы Рубинова и Другова. Но как, каким образом эти аферисты смогли слинять за границу?
Дело офицера-миллиардера Черкалина
Тут, по всей видимости, надо вернуться на несколько лет назад, а именно в июль 2019 года. Именно тогда прогремело дело сотрудников СЭБ ФСБ, а СМИ в самых невероятных красках описали схему крышевания банкиров сотрудниками спецслужб…
Как выяснило следствие, офицеры ФСБ получали до 0,2% от средств, обналичиваемых банками, которые они "крышевали", а за финансовыми "потоками" следил специальный сотрудник. Этого субъекта банк по просьбе чекистов нанимал на хорошую зарплату.
Так всплыло дело полковника ФСБ Кирилла Черкалина и его подельников.
Кирилл Черкалин возглавлял банковский отдел управления "К" Службы экономической безопасности ФСБ. Он должен был курировать борьбу с преступностью в банковской сфере и участвовать в расследовании уголовных дел, связанных с банковскими махинациями.
У управления "К" было два главных неформальных способа взаимодействия с банками: процент от обналиченных средств (0,1-0,2% от суммы операции) и фиксированные взятки и откаты за конкретные нарушения. В первом случае в банк из ФСБ командировали так называемого "подкрышника", как правило, офицера в отставке. Он получал должность главы службы экономической безопасности банка. И это позволяло держать денежные потоки "под лупой".
И скандалы с "подкрышниками" не заставили себя ждать. В 2014 г. "подкрышник" объявился у финансовой группы "Лайф". Им был нужен такой спец в их опорный Пробизнесбанк.
Но что предшествовало этому появлению?
Как рассказал позже один из бывших совладельцев группы Александр Железняк, он сам обратился к Виктору Воронину (он на тот момент возглавлял управление "К").
Но финансовой группе предложили за сотрудничество уступить долю в "Лайфе" коммерческой структуре. Совладельцы группы "Лайф" делиться долей не захотели. И тогда поступило иное предложение: назначить вице-президентом Пробизнесбанка отставного офицера ФСБ, дать оклад в 120 тыс. "зеленых" в год, кабинет, машину с водителем...
Именно такое предложение озвучивал Кирилл Черкалин на встрече, на которую - как вспоминают очевидцы - офицер СЭБ ФСБ приехал на автомобиле класса "люкс".
Но "подкрышник" в итоге мало помог: вскоре были заочно арестованы и объявлены в международный розыск несколько фигурантов по делу о хищениях Пробизнесбанка. Проверка выявила крупномасштабные операции по выводу активов с ущербом в десятки миллиардов.
Но г-н Черкалин, как выяснило следствие, действовал не в одиночку. У него были сообщники– офицеры ФСБ Дмитрий Фролов и Андрей Васильев.
Г-н Черкалина в итоге обвинили в получении взяток на 850 тысяч долларов за общее покровительство. Бывших офицеров ФСБ Фролова (предшественник Черкалина на посту руководителя банковского отдела) и Васильева (бывший сотрудник управления "К") обвинили в особо крупном мошенничестве.
Связь Васильев - Рубинов
Надо заметить, что в деле бывшего сотрудника ФСБ Васильева есть много удивительного. Бывший начальник направления 2-го банковского отдела управления СЭБ ФСБ Андрей Васильев обвинялся в особо крупном мошенничестве, совершенном вместе с начальником этого отдела Кириллом Черкалиным и отставным заместителем руководителя управления "К" Дмитрием Фроловым.
Г-н Черкалин полностью признал свою вину. И был осужден в особом порядке на 7 лет. У него конфисковали активов на 6 млрд. рублей.
Но в феврале этого года Генеральной прокуратуре РФ не удалось конфисковать миллиардные активы г-на Васильева. Мосгорсуд отклонил апелляционное представление Генеральной прокуратуры, которая пыталась добиться конфискации 62 земельных участков и 7 домов у родственников Васильева. Об этом писала "Версия".
Генеральная прокуратура, подготовившая список объектов недвижимости, полагала, что все они были приобретены через коррупционные связи Андрея Васильева. И подлежат конфискации. В деле мелькала фамилия Дмитрия Рубинова.
Еще интереснее оказалось разбирательство вокруг активов г-на Васильева.
На стадии предварительного следствия СКР добился судебного ареста имущества. Общая стоимость арестованного составила 1 млрд. 159 млн. рублей.
Дело Игоря Ткача
Но на эти деньги претендовали потерпевшие в рамках уголовного дела о мошенничестве бизнесмены Сергей Гляделкин и Игорь Ткач. Они заявили иск к сотрудникам ФСБ на 638 млн рублей.
Суть дела: в 2011 г., действуя совместно и согласованно, офицеры ФСБ ввели в заблуждение бизнесмена Сергея Гляделкина и его кузена Игоря Ткача, на тот момент главу управления по обеспечению реализации инвестиционных проектов, контролю в области долевого строительства мэрии Москвы.
8 декабря 2011 г. были подписаны некие документы, после чего офицеры управления "К" получили возможность вступить во владение и распоряжаться имуществом ООО "Экосток", в результате, как считает следствие, причинили Гляделкину и Ткачу вред в особо крупном размере.
Преступление, вменяемое офицерам ФСБ, было дерзким, поскольку 2011 г. Гляделкин находился в статусе ключевого свидетеля в уголовном деле в отношении вице-мэра столицы Александра Рябинина. И начал получать от Рябинина угрозы.
Сергей Гляделкин обратился в ФСБ с заявлением: вице-мэр вымогает нежилое помещение и 2 млн. долларов, заявив, что опасается за свою жизнь, и был. Гляделкин был взят под госзащиту. До середины лета 2012 г., когда был оглашен приговор Рябинину, Гляделкин находился под постоянной охраной.
Однако, офицерам управления "К" удалось обойти коллег из УСБ ФСБ и каким-то образом контактировать и с бизнесменом, и его братом, убеждая совершить сделку.
Уголовное дело все же появилось, пусть и через время.
Поначалу майор ФСБ Васильев вины не признал.
Но через 13 месяцев после ареста все же изменил показания. 1 июня 2020 г. он подписал протокол допроса, в котором сообщил, что Дмитрий Фролов являлся его непосредственным руководителем и отказать Фролову он не мог. Из СИЗО Васильев был переведен под домашний арест.
А уже в конце декабря 2021 г. федеральный судья Константин Селезнев вынес постановление о прекращении уголовного дела в отношении Васильева в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Суд отменил арест его имущества.
Судья минут 40 зачитывал список активов майора Васильева, с которых был снят арест. 6,7 млн долларов, 4,1 млн. рублей и 32 тыс. евро, шесть машино-мест, 3 квартиры в Москве, 8 домов в Подмосковье и около 90 земельных участков.
Но суд конфисковал 28 земельных участков и дом, оформленный на отца Валерия Васильева общей стоимостью 175 млн рублей. Эти активы – как выяснило следствие - майор ФСБ Васильев приобрел у банкира Дмитрия Рубинова.
Таким образом, майор ФСБ Васильев, обвинявшийся в особо крупном мошенничестве и освобожденный судом от уголовной ответственности, мог сколотить свое огромное состояние в 1,2 млрд руб. благодаря сотрудничеству с г-ном Рубиновым. Согласно материалам уголовного дела, такая возможность у Васильева появилась благодаря тому, что он" находился на руководящих должностях, связанных с контролем банковской деятельности". А главным поставщиком имущества для майора стал Дмитрий Рубинов, говорится в материалах судебного дела.
Для сокрытия неофициальных доходов Андрея Васильева приобретения оформлялись на его отца, Валерия Васильева. Тот, в свою очередь, перерегистрировал часть имущества на свою супругу и бывшую жену своего сына-майора.
Московский гарнизонный военный суд прекратил уголовное преследование Андрея Васильева в связи с истечением сроков давности. И суд снял арест, наложенный на имущество семьи Васильевых.
Таким образом, получается, что и овцы целы, и волки сыты?
Новости по теме: «Русик сказал, что надо убить Немцова»
Г-н Рубинов продолжает прятаться за границей, имея долг перед клиентами банков в 25 млрд. рублей, а бывший офицер СЭБ ФСБ Андрей Васильев не только вышел сухим из воды, но получил назад все свои "сундуки" с нажитым "непосильным трудом"…
Получается, что пока под арест отправляют и отправляют "стрелочников"?